Русская галерея
Дорога к свету

Михаил Спиридонов

Спиридонов Михаил родился 28 апреля 1952 г. Член Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП Юнеско.

Михаил Спиридонов принадлежит к числу тех творчески одаренных личностей, которые рано начали прозревать неслучайность своих земных встреч. Он родился в Уфе, на одной из ее окраин — в старом полугородском–полудеревенском мире бараков и коммуналок, тихих, утопающих в зелени садов домишек. Меланхолическая грусть, сквозящая в картинах 70–х годов, навеяна предчувствием автора о недолговечности этих уютных, обжитых уголков детства и юности. Однако едва ли поиск «топографических» примет в пригородных работах художника способен осветить мировоззренческие истоки его творчества. Личностное существование человека и лик природы, загадка их трагической разобщенности и путь к обретению гармонии — таков круг проблем, определивших вектор натурфилософских исканий художника.

Путешествие (вариация)2008 г.

Живописная система М.Спиридонова формировалась под ощутимым воздействием тех идей, которые принято связывать с именами Н.К.Рериха и Е.П.Блаватской. Поиски смысла жизни в тишине, уединении ставили художника перед задачей изобразить то, что вслед за Метерлинком можно назвать «трагизмом житейской повседневности». Окружающая человека действительность представлялась лишь отблеском далекой, неведомой истины. Эти романтические поиски «Индии духа» и привели Спиридонова к Индии реальной, к практике интимного «вчувствования», параллельно с которой развивался и углублялся процесс самопознания. Его привлекает концепция циклического времени, предполагающая вечное перевоплощение души, трансформации неумирающей субстанции, подчиненные закону кармы.

Спиридонов редко наполняет свои картины людьми; чаще он изображает одного человека, неподвижного, отгороженного от реальности какой–то невидимой перегородкой. Иногда появляются изображения детей, еще не отторгнутых познающим разумом от тайн природы, в сущности, — «аватар» самого художника, смутно прозревающего свои прошлые перерождения. Развитием темы «дворового» детства, образов животных и деревьев, с которыми дружил художник, становится и переходящее из картины в картину изображение небольшого домика или мрачноватой красно– коричневой двухэтажки, которая в зависимости от освещения может представать в образе готически строгого, таинственного здания.

Особое место в художественном мире Спиридонова принадлежит свету. Уже с середины 80–х годов свет становится основным конструктивным принципом, а затем и «главным героем» его картин. То яркий и холодный, то мягкий и теплый, свет или заливает предметы, создавая прозрачную, препятствующую коммуникации пленку, или окутывает их, придавая формам еще большую бесплотность и призрачность. Но это свет пронзительный, вибрирующий, неземной только, усиливает ощущение тревоги, беспомощности «закованных временем» живых существ. Подобное состояние «дискомфорта», испытываемое персонажами и передающееся зрителю, порождено некой «вненаходимостью» источника света, его постоянным смещением, способностью влиять на ход событий, проникать во все сущее, являясь в то же время его первопричиной. Вот почему множество изображаемых художником ситуаций осмысливаются им в плане сугубо психологическом — различные категории состояния и ощущения выносятся в названия работ: «Пробуждение», «Блаженство», «Смятение» и др.

Это стремление к восхождению духа, к осознанию реальности более высокого порядка является важнейшей составляющей спиридоновских «путешествий» во времени и пространстве. В последних работах зрителю явлен мир, открывшийся личности в процессе «вхождения в белое пространство », мир, присутствие которого человек неясно и неполно ощущает в плане своего земного бытия. В этом обостренном чувстве трагического, в способности ощущать сверх– чувственное в явлениях обыденной жизни и состоит главная особенность художественного сознания Михаила Спиридонова.

Цикорий (вариация)2008 г.

Красное окно 1998 г.

Провинциальный пейзаж 2007 г.

Легкое движение воздуха 2007 г.

Садовник 1997 г.

Вхождение в белое пространство (вариация) 2008 г.

Пастушья песня 2006 г.

Предрассветный час 2007 г.

Картины художника находятся в музее изобразительных искусств им. М.В.Нестерова, музее им. Савицкого, г. Пенза, музее города Заречный, частных собраниях России и за рубежом: Израиле, Франции, Англии, Швеции, США, Польше, Германии и др.

Александр Гарбуз

Пейзаж с сорокой 1999 г.