Рождение Сада
Уфа, март 1999, "Рампа",
Светлана Соболевская, искусствовед.

День дождя, х-м, 54х65, 1997-1998 гг.

Михаил Спиридонов, "День дождя", х.м., 1997-98 гг.

Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинала как флейта звучать,
Я ловил соответствия звука и цвета...
Арсений Тарковский

Весна прошлого года выдалась на редкость жаркой. В центре Уфы, в одном из деревянных домов, реставрированных когда-то, расположилась выставка с диаметрально противоположной программой. Её автор - художник и музыкант-импровизатор Виктор Черноволенко (1900 - 1972), ставший знаменитым, благодаря участию в легендарной группе "Амаравелла" (Москва, 1926 - 1930годы). История "Амаравеллы" - феномена русского космогонизма - всплыла в потоке перестроечных публикаций и сразу стала популярной. Привлекал опыт, уникальный в практике мировой художественной культуры, - "амаравелловцы" воссоздавали реалии космической эры задолго до первых межзвёздных полётов. Творя, они пытались войти в резонанс с ритмами Мироздания, исследовали возможности синтеза музыки, цвета и слова. Общественный интерес к "Амаравелле" стал причиной создания передвижной выставки работ В.Черноволенко. Увы! - Уфа её благодушно проспала. И всё же таинство преемственности культур осуществилось. В пустынные залы, сплошь увешанные "пульсирующими кодами Вселенной", частенько наведывался художник Михаил Спиридонов и... импровизировал на флейте, благославляя одиночество на радость сотворчества.

На пороге нынешней весны в галерее "Мирас" Спиридонов открыл выставку "Пространство Сада". Она включает 30 (Михаил верит в магию чисел) пейзажей состояний. Своего воображаемого героя - "романтического странника" он переносит в новую эстетическую среду: цветущие деревья, цветные облака, влекущие состояния касания неба и земли, - и как апофеоз - диковинным цветком вздымается новорожденная скала.

Сад... Сложнейшая из мифологем. Взаимопроникновение напряжённых усилий природы и человека. Для Спиридонова Сад - сквозная тема. Отдельными вкраплениями она присутствовала в экспозициях его многочисленных выставок-странствий, маня гармонией недосягаемого. Расширив пространство Сада до возможных пределов, Спиридонов вводит в него свой излюбленный компас - пейзаж "Белый путь", точнее, новый вариант, удивляющий и крутизной подъёма (под облака, под облака!), и явной проторенностью множеством ног тех, кого зовут неведомые дали. Быть может, это ответ художника безвестным поэтам, подарившим ему когда-то стихи с посланием: "Автору работы "Белая дорога", наше понимание картины:

Белая дорога,
Бегущая в чёрную ночь,
Застыла у порога.
Всё, что было - прочь.
Отбрось будней груз,
Отправляясь в даль.
Пусть нас очистит грусть,
Заставит мыслить печаль."

Неразделённость личного и космического привлекает к спиридоновским холстам и музыкантов, ищущих новых созвучий. Мне удалось побеседовать с двумя из них - композиторами Яном Крулем и Тимуром Исмагиловым. Оба воспринимают внутреннюю мелодию картин как приглашение к диалогу мысли на уровне цвета и музыки, минуя слово, принижающее смысл. В конечном итоге приходит и Слово. Очищенное в горниле творчества, оно прорывается к самой сути явлений. Тимур поразил меня зрелостью суждений о пейзаже "Грани реальности" как об осуществлённом прорыве в Неведомое.

Дорога - излюбленный образ русской культуры. Во множестве шедевров, посвящённых дороге, - щемящая грусть, воплощение русской души. Сад значительно медленнее завоёвывает пространство российской культуры. Поэтика мудрого созидания - кропотливое дело. Сад живописных работ Спиридонова, чудесным образом расцветший в весенней Уфе 1999 года, войдёт в историю как яркое событие, воплощение мечты о гармонии Мироздания и первый шаг на пути к её осуществлению.

Светлана Соболевская, искусствовед. 03.1999

Садовник, х-м, 73х60, 1997 г.. Пространство сада, х-м, 100х81, 1995-1997 гг. Преображение - х.м. - 100х73 - 1994.

"Садовник", х.м., 1997 г.

"Пространство сада",
х.м., 1995-97 гг.

"Преображение", х.м., 1997 г.